ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

объявления

новости

Пять российских фильмов признаны журналом Empire лучшими в мире
Первое место западные киноманы присудили японскому классику Акире Куросаве за фильм "Семь самураев".
Съемки "народного кино" перенесли на следующее лето
О переносе начала съемок ленты "Пока цветет папоротник" сегодня сообщила координатор проекта "Народное кино" Оксана Кравчук.
Гомосексуалисты пытались провести свой кинофестиваль в День семьи, любви и верности
Объявленный накануне в Архангельске фестиваль гомосексуальных фильмов не состоится, сообщает корреспондент The Morning News.
Испытание кино. В Вологде проходит фестиваль, на котором представлены фильмы-экзамены
Ежедневно в рамках кинофестиваля "VOICES" в кинотеатрах "Салют" и "Ленком" проходят около 20 дебютных фильмов.

реклама



1927. Метрополис

Фриц Ланг
Вавилонская опера

Плод проницательного воображения, навеянный произведениями фантастики и утопии, «Метрополис» одновременно предвосхищает и обличает структуры и противоречия тоталитарного общества.

Сюжет
Метрополис — образцовый город будущего: бразды правления — в руках у привилегированной касты, счастливая жизнь которой протекает в великолепных цветущих садах, разбитых на крышах огромных небоскребов, в то время, как массы рабов-роботов, забитых в зловонные подземелья, работают в адском ритме у станков, которые их калечат подобно богу Молоху. Сын хозяина города, Фредер, даже не подозревает о существовании подземной каторги: он узнает об этом, следуя за молодой красивой женщиной по имени Мария, проповедующей изнуренным пролетариям смирение. Чтобы помешать ее влиянию, которое он считает вредным, властелин Метрополиса поручает оккультному ученому Ротвангу изготовление механической куклы, похожей на Марию, которая смогла бы манипулировать толпой по его желанию. Но Ротванг лелеет безумную мечту захватить город; сконструированный им робот подбивает народ на восстание и увлекает невинных к гибели. Над Метрополисом поднимается ветер безумия. Город будет спасен Фредером и Марией: на церковной паперти, где соберутся обуянные ужасом горожане, рука (Труд) и мозг (Капитал) объединятся под эгидой Любви.

О фильме и его создателях
1925 год — время апогея немецкого экспрессионистического кино. В стране, охваченной политическим кризисом, инфляцией и безработицей, художественное творчество достигает своей вершины. «Калигари», «Голем», «Носферату», цикл «Нибелунгов» исчерпывают тематику кошмарных монстров и легендарных героев. Отныне эхо фантазмов растерянного народа следует искать в современной жизни, внутри социальной системы. Смелость и гениальность Фрица Ланга (1890—1976) заключается в том, что он сумел в своих фильмах, от «Метрополиса» до «М» (в советском прокате «Убийца»), выразить фантастическое представление современного зла и его противоядия, уравновешивая головокружительный вавилонский взлет и спуск на социальное дно.
Это футуристическое и апокалиптическое видение было во многом предопределено архитектурным образованием режиссера. Знакомство с американскими небоскребами и тэйлоровской системой контроля и оплаты труда, склонность к конструктивистской эстетике и осознание ухудшающегося общественного климата оказали на него решающее влияние. Его подруга Теа фон Гарбоу, вдохновленная фантастическими рассказами Уэллса, Жюля Верна и Виллье де Лиль-Адана напишет сценарий «Метрополиса»; Ланг сделает все остальное (строительство гигантских декораций, умелое использование макетов, работа с многочисленной массовкой, почти годовые съемки) для того, чтобы воплотить в жизнь эту грандиозную утопию, эту «каменную мечту», которую можно расценивать (на выбор) как гимн или вызов тоталитарной идеологии. Вне всякого сомнения, картина внушает смешанное чувство очарования и отторжения, которое остается после двусмысленной финальной сцены, пытающейся примирить произвол власти и требования социальной справедливости. Ланг это очень хорошо понимал. «Заключение — фальшиво, я не принимал его еще во время съемок», заявлял он в 1959 г. в «Кайе дю Синема». Это же мнение он развивал в 1971 г.: «Теа фон Гарбоу придумала, что посредником между правящим мозгом и исполнительной рукой может быть сердце. Тогда это мне показалось детской, утопической идеей. Но сейчас я замечаю, что студенты склонны именно к этому решению». «Метрополис»: фильм нацистский или прогрессивный? Споры об этом не прекращаются по сей день. Ведь Гитлер и Геббельс из него сделали свою «настольную» картину и, быть может, почерпнули идею создания концентрационных лагерей и «окончательного решения» (на двери Ротванга видна нарисованная желтая звезда). Жорж Садуль рассказывает, что в 1943 г. один узник Маутхаузена, работая над возведением огромной лестницы, ведущей в никуда, спросил у своего товарища по заключению: «Помнишь, как в “Метрополисе”?»

Но остается несомненным успехом потрясающая работа с изображением: медленные проходы рабочих по подземному городу, геометрически точные движения толпы, контрастирующие с финальным безукоризненно организованным хаосом; весь этот сумбур и обуздание форм, над которыми в финале появляется красивое лицо Бригитты Хельм, делают «Метрополис» одной из вершин немого кино, близкой к «Нетерпимости» Гриффита и несомненно превосходящей картины Эйзенштейна. С годами популярность фильма не уменьшилась. В 1984 г. американский музыкант Жоржо Мородер, известный как композитор в «Полуночном экспрессе» и «Американском жиголо» запустил в прокат новую версию фильма, раскрашенную, озвученную, да еще и с песнями в исполнении Джона Андерсона, Пэта Бинэйтера, Бонни Тайлера... Это омоложение шедевра озадачило пуристов. Другая, более уважительная реставрация была осуществлена в синематеке Мюнхена.

«От двух-трех моментов “Метрополиса” у меня возникло ощущение, похожее на то, которое остается после встречи с чудом. В театре или на концерте я не часто испытывал что-либо подобное. Долгое время считалось, что кино на это не способно».
Жюль Ромен, 1928

Metropolis
Сцен.: Теа фон Гарбоу, Фриц Ланг. Реж.: Фриц Ланг. Оп.: Карл Фрейнд, Гюнтер Риттау. Худ.-пост.: Отто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Фольбрехт. Спец. эффекты: Еген Шуффтан. Озвученная версия (1984): Жоржо Мородер. Произв.: У.Ф.А. 120 мин. Исп.: Альфред Абель (Джон Фредерсен), Густав Фрелих (Фредер), Бригитта Хельм (Мария), Рудольф Кляйн-Рогге (Ротванг), Хайнрих Георг (бригадир), Теодор Лоос (Жозафат), Фриц Расп, Олаф Шторм.